RUB: 5.81 USD: 334.11 EUR: 394.65
Twitter ВКонтакте Facebook Instagram RSS канал

Медиапортал Radiotochka.kz актуальная информация, а также единственное в Казахстане онлайн радио разговорного формата - "Радиоточка".

Вещание по будням с 10:00 до 17:00

Слушать

Видеотрансляция эфира

Дефицит ГСМ создан теми, кто отвечает за отрасль - аналитик нефтегазового сектора Сергей Смирнов

Экономика     16 Октября 2014

Совета спрашивали?

Автор: Марина Михтаева

Программа: ”Есть мнение

Дефицит ГСМ создан теми, кто отвечает за отрасль - аналитик нефтегазового сектора Сергей Смирнов

Приглашая в рубрику "Есть мнение" экономиста, аналитика нефтегазового рынка Сергея Смирнова, в редакции шутили, что хотели бы услышать от него правду о том, что происходит в Казахстане с бензином. Но уже при разговоре всерьез поинтересовались у аналитика, есть ли такая правда, которая неизвестна широким массам населения и которую стоит рассказать. Оказалось у спикера есть точка зрения и факты, которыми можно объяснить причины хронического дефицита топлива в стране. 

- Будем разбираться с истинными причинами, а не с теми, которые нам озвучивают. Не так давно министр энергетики Владимир Школьник «сделал наш информационный день», объяснив «человеческим языком», что происходит с бензином. Его самой ходовой марки – то есть 92-го - потребляем мы почти в два раза больше, чем завозим. Завозим в основном из России. И в этом проблема. Я его процитирую: "Мы оставили на уровне 115 тенге за литр на пистолете 92 бензин. В России, за это время, цены на бензин повысились до уровня 165-170 тенге за литр на пистолете. Мы из России завозим бензин сюда. То есть бизнес должен купить там по цене выше на 15-20-30 процентов, привезти сюда и продать здесь дешевле. Бизнес, конечно, этого делать не хочет". Вы воспринимаете это как причину?

- Безусловно, это является одной из причин. Но эта причина появилась после девальвации тенге. До неё, насколько я знаю, розница вполне могла завозить российский бензин без особого убытка для себя. По их словам, у них маржа была около 10%. После девальвации, естественно, произошёл разрыв между ценами нашими, внутренними, и российскими. Потому что мы покупаем не за рубли, не за тенге, а за доллары. А он подорожал почти на 20%. Это стало дополнительной причиной возникновения дефицита и невыгодности завоза его в страну. Но это говорит о том, что инициаторы девальвации не просчитали все последствия. 

- Что интересно: девальвация была в феврале, а проблемы с бензином у нас возникают регулярно, каждую осень как по календарю. Так мыслят простые казахстанцы: неужели, увидев закономерность, нельзя предположить, что это опять произойдёт, просчитать риски и найти пути решения? Вы, как экономист, объясните это возможно?

- Девальвация – это не основная причина, она стала дополнительной причиной, усугубившей ситуацию с топливом в стране. А основная причина всё та же – нехватка собственных мощностей для производства нужных объёмов топлива, способных насытить собственный рынок. И причём такое впечатление, что власть эта ситуация особо не волнует. Об этом говорит факт постоянного переноса окончания модернизации наших НПЗ. Могу напомнить, что Назарбаевым в послании народу ещё в январе-феврале 2010 года была поставлена задача провести модернизацию заводов к 2014 году. Что мы сейчас видим? Четырнадцатый год кончается, никакой модернизации не происходит.

- Ни бензина, ни модернизации.

- Это происходит более или менее активно на Атырауском заводе, но там потому, что всё делают китайцы, завозят собственное оборудование – им это выгодно. А на остальных двух заводах идёт ни шатко ни валко. Тем более, в мае этого года был принят новый комплексный план и согласно ему переработка 18,5 миллионов тонн сырья уже отодвинута на 2018 год. Хотя всё время говорится о 2016 годе, когда якобы у нас наступит топливное изобилие. Но если даже будет завершена модернизация этих заводов - пусть к шестнадцатому году – не решена проблема снабжения их сырьём. Сейчас наши заводы перерабатывают около 14 миллионов с небольшим тонн сырья. Причём, половину из них мы получаем из России. А в основном сырьё идёт на экспорт. Потому что наши нефтедобытчики не заинтересованы в поставках сырья на наши заводы. Этому способствует наша налоговая политика. Допустим, когда они экспортируют сырьё за рубеж, они не платят НДС. При поставке сырья на заводы поставщики вынуждены платить НДС – это лишние расходы, им этого не надо.

- Эксперты Halyk Finance утверждают, что одна из проблем в цене на 92-й бензин. По их расчётам, один литр должен стоить 170 тенге. Чиновники искусственно держат цену. Боятся, если отпустят – произойдет инфляция. А если буду держать, не случится ли как с долларом?

- По поводу 170 тенге. Я думаю, что они исходят из цены на российский бензин. Но у них совершенно другая структура ценообразования. У них там очень большая доля акцизов. Причём, эти акцизы идут в бюджет, часть – в федеральный, часть – в местный. У нас совершённо другая структура ценообразования, скажем, откровенно мутная. У нас может регулироваться только розница. На стендах автозаправок – эта цена по трём видам топлива Аи-80, дизтопливо, Аи-92 – властями регулируется. Все остальные виды – 95, 98 – не регулируются, их, в принципе, можно продавать по любой цене. Но то, что сейчас Аи-92 по 128 тенге продаётся за литр, определяется элементарно. Власти установили 128 тенге и потом отсчитывают 13% вниз, получается оптовая цена, по которой АЗС-ки покупают у оптовиков это топливо. Насколько обоснованы эти 13%? Это рекомендуемая властями маржа, и оптовики не обязаны её соблюдать. Бензин сейчас стоит 128, они могут и по 125, 127 продавать. Никто им ничего не скажет, никаких мер воздействия – в отличие от розницы – к ним не применяется. Более того, непонятно, каким образом образуется сама эта оптовая цена.

У нас акцизы есть, но они раз в 10 меньше, чем в России. И потом - у них туда включается транспортный налог, за счёт этого идёт ремонт дорог. У нас этого нет. У нас пытаются ремонтировать дороги за счёт чего? Пытаются сделать дороги платными, причём, в городе. Платная дорога – немножко, правда, отклоняюсь от темы – она, насколько я знаю, допустим, по юго-восточной Азии ездил, есть, но есть и альтернативная, она классом пониже, но хорошая. А какая альтернатива может быть, допустим, той же аль-Фараби (проспект в Алматы - прим. редакции)? Там какие-то огрызки, которые плохо между собой сочетаются. Просто идёт очередной сбор денег, а трасса аль-Фараби, опять же, была построена за бюджетные деньги, и теперь пытаются стричь того же барана.

- Дороги и бензин связаны. А вы какую цену за 92-й бензин считается адекватной?

- Тут очень трудно ориентироваться, потому что непонятна сама структура ценообразования.

- Если бы она была понятной, вы могли бы рассчитать?

- Ну да, сориентироваться, понять, насколько она адекватна. А так, наши власти постоянно гонятся за ценой в России. И абсолютно не задумываются о том, что у них по-другому цена организуется. Наши власти постоянно заявляют, что в России бензин дороже, поэтому мы должны поднять цены до их уровня, но тогда и структуру ценообразования надо взять российскую. Иначе и будет вечная гонка за их ценой.

- А будет она, эта гонка, бензин расти в цене будет, как думаете?

-  Дело в том, что цены на наш бензин абсолютно оторваны от цен на сырьё, то есть на нефть. Если за рубежом падает цена на нефть, соответственно, падает цена на бензин. У нас, как мы видим, ситуация абсолютно противоположная. Что бы с ценой на сырьё ни происходило – падает она или растёт – практика показывает, что топливо всё равно растёт в цене. Сейчас мы видим, что цены на сырьё падают, уже пробили уровень в 90 долларов за баррель.

- Со 115 долларов…

- Да, которая была в июне. А наш вице-министр Карабалин заявляет, что цены на бензин будут расти.

- Казахстанцы, простые люди, которые работают водителями, имеют машины, пытаются найти эту причинно-следственную связь. В прошлом году нам говорили: цены на нефть растут, поэтому и бензин дорожает. То есть этой связи нет?

- С моей точки зрения, существует только одна связь: желание оптовиков заработать. Раньше всё валили на АЗС-ников – вот они виноваты. Но у них сейчас маржа определяется 13-ю процентами, правда, они бьются за 30%. Объясняют тем, что подорожала транспортировка, хранение – всё подорожало, а эта маржа, какая была, такая и осталась. Но вот эти 30% или 25%, кстати, легко просчитываются – насколько они обоснованы. А насколько обоснованы оптовые цены, вообще у нас это неизвестно. Я помню, что директор Павлодарского завода года два или три назад заявлял, что поставляемая на завод казахстанская нефть нередко значительно дороже российской – чуть ли не в два раза бывает. Это было связано с тем, что у нас заводы работают по давальческой схеме. Нефтедобывающая компания добыла нефть, потом, как правило, она через родственную структуру поставляет эту нефть уже дороже на завод, завод получает деньги только за переработку, и владельцами нефтепродуктов являются поставщики сырья. А учитывая, что существуют эти посреднические структуры еще при поставке сырья на завод – чем длиннее цепочка посредников, тем дороже получается та же сырая нефть при поставке на завод. Та же ситуация получается, очевидно, при распределении нефтепродуктов произведённых на заводе.

Прошлогодняя ситуация была. Они заявляли, что даже пришлось останавливать НПЗ, потому что хранилища у нефтезаводов были забиты готовой продукцией. Но, исходя из того, что сырая нефть - давальческая, то вот эти произведённые нефтепродукты принадлежат поставщикам. И почему они хранили нефтепродукты на заводах, а не арендовали где-то хранилища – большой вопрос. Получается, что они экономят и здесь ещё. А потом всё это закладывают в оптовую цену.



- Министр Школьник также указывал на контрабанду бензина. Мол, у нас самое дешёвое топливо в регионе, к нам заезжают пустые фуры, например, из России и Кыргызстана, заправляют полные баки. Вице-министр энергетики Узакбай Карабалин тоже назвал вывоз одной из причин кризиса. Этот вывоз имеет такие масштабы, что может привести к дефициту?

- Тут можно господам министру и вице-министру возразить. Ещё более дешёвый бензин в Туркмении, но почему-то оттуда мы не наблюдаем контрабанды ни в Россию, ни к нам в Казахстан, хотя великой туркменской стены на границе нет.

- То есть это надуманная причина?

- Конечно. И потом у нас что, транзитные пути открылись только в этом году через Казахстан? Раньше эти фуры грузовые через Казахстан не перемещались? Почему-то два-три года назад такой ссылки, что они чуть ли ни цистернами в своих бензобаках вывозят топливо из Казахстана, не было. А тут вдруг эта проблема возникла?

- Учитывая, что они ездят на солярке.

- Да, грузовые фуры ездят не на бензине, а на солярке. Зачем им в бензобаках вывозить бензин, если их двигатели работают на солярке – совершенно непонятно.

Динамика импорта топлива в РК
  2011г.  2012г. 2013г.
Аи-92 30% 35% 37%
Дизельное топливо 8% 9,3% 15%

Точно также в прошлом году, когда у нас был дефицит, тот же Карабалин, правда, он тогда был министром, заявил, что причина в том, что в России на плановый ремонт остановились два завода. Ну, извините, плановые ремонты назначаются в начале года. И наше министерство должно было знать, когда эти заводы остановятся. И принять превентивные меры. Это не было сделано. Как наш глава Нацбанка – ночью ему позвонили – девальвация тенге – в два часа. И то же самое происходит с заводами – он вдруг узнаёт, что они останавливаются на плановые ремонт. Смешная причина абсолютно. И потом заметьте: раньше у нас были две причины, на которые власти ссылались при подорожании и возникновении дефицита топлива – это, естественно, котировка сырья на мировых биржах и высокие цены в России. Сейчас цены падают, а про котировку нефти, как вы обратили внимание, никто не вспоминает. Хотя в той же цене – у нас есть формула,  по которой рассчитывается розничная цена на три вида…

- У экономистов есть формула?

- Нет, разработана  в министерстве – специальная формула, по которой они рассчитывают розничную цену на заправках по этим трём видам – 92-му, 80-му и дизтопливу. Так вот одна из составляющих в этой формуле - стоимость барреля и курс доллара. И я скажу, что в стоимости топлива до 57% составляет именно стоимость сырья, то есть нефти. И такое падение стоимости сырья со 115 до 89-88 должно отразиться на бензине в сторону понижения его цены. Мы этого не видим. И наши власти про это не вспоминают.

Ещё: когда закупают топливо в России оптом, вот эти акцизы в цену не входят. То, что они называют 160-170 – это цена на заправке в России. На заводах когда оптом закупают, акцизы не входят.

- Опять хитрят?

- Да.

- В материале на сайте, где вы публикуетесь, я такую любопытную цитату нашла: «…дефицит бензина марки Аи-92 в Западно-Казахстанской области прокомментировал ее аким Нурлан Ногаев: «Разница в цене между Аи-92 и Аи-95 составляет 20-30 тенге. И 92 – 95 потребляются автомобилями с высокой стоимостью. Почему люди не заправляют 95-й?». Давайте попробуем и мы человеческим языком объяснить, почему люди не заправляют 95-й.

- Мне его вот это удивление напоминает удивление французской королевы Марии-Антуанетты. Когда на возмущения голодающего народа «Почему нет хлеба?!» она ответила: «Если нет хлеба, пусть едят пирожные!» То же самое. По цене он дороже. Очень много транспорта у нас ещё советского, который ездит на 80-м бензине. 80-го, если вы ездите по городу, то видите – тоже его нет. И в двигатель, рассчитанный на 80-й бензин, нельзя заливать 92-й, тем более, какой-нибудь 98-й. Он довольно быстро выйдет из строя. И этот аким должен знать: там проводилась проверка качества бензина, выяснилось, что на многих автозаправках вместо бензина Аи-92 продаётся с октановым числом 85. Причём тут высокооктановый бензин, если вместо одного продаётся другой?

- Министр энергетики Школьник также заявил, что нуждается в совете, как стабилизировать ситуацию: «Вот мне сказали: "Ты - министр, отвечаешь, вот и отвечай, что будет бензин, а цены повышаться не будут. Если есть какой-то совет, как это сделать, я буду просто благодарен". У вас как у аналитика, который много лет за рынком следит, есть какой-то совет для министра?

- Я вообще-то удивляюсь его такому вопросу. Дело в том, что он же – я тоже процитирую – заявил: «Проблемы с бензином в Казахстане разрешатся уже в октябре. Да и сейчас казахстанским водителям грех жаловаться. Все, кому нужно, свои машины заправляет». Правда, он не назвал этих счастливцев, возможно, он имел в виду чиновников, чьи служебные автомобили  он встречает, идя пешком на работу. Потому как в других регионах проблемы с топливом никуда не исчезли, а таблички «Бензин только по талонам» стали неотъемлемой частью городского пейзажа. 

Что касается советов, то, во-первых, давно уже надо было провести модернизацию существующих заводов, а не тянуть с ними. Самое главное – давно надо было построить новый завод. В качестве примера можно привести ту же Россию. Омский завод был построен в 1955 году, мощности переработки тогда у него составляли три миллиона тонн сырья. Сейчас он перерабатывает 20 миллионов тонн сырья, производит свыше 50 наименований нефтепродуктов. Причём, стандарта «Евро-4», «Евро-5». А «Евро-3» там уже производят в небольших количествах на двух или трёх заводах, которые завершают модернизацию. А про тот «Евро-2», который производится на наших заводах, там давно уже забыли.

И, кстати, о контрабанде нашего топлива. В России запрещён товарооборот даже топлива «Евро-3», которое в России пока ещё производится. И как можно вывозить в огромных количествах «Евро-2», если его продавать нельзя, запрещено законом?

- В общем, надо строить завод и не выдумывать?

- Не только строить завод, но и обеспечить этот завод сырьём, в том числе, эти модернизированные заводы. Потому что при существующей системе налогообложения эти заводы, даже модернизированные, могут остаться без сырья, будут не полностью загружены – это опять дефицит топлива, опять его дороговизна и остальные вытекающие отсюда последствия.

Материалы по теме на «Радиоточке»:

Источник: Радиоточка
Иллюстрация: Денис Плавский

Войти через:

Комментарии:

  • Адам Хакимов

    Адам Хакимов

    20 Октября 2014 18:39:50
    Не надо перекладывать с больной головы на здоровую! В этой ситуации имеют место только субъективные причины, берущие начало с девяностых годов, этих последствии. и конечно, имеются прямые виновники. Но несмотря ни на что, все так и продолжается...
  • Batyr Karabaev

    Batyr Karabaev

    16 Октября 2014 16:54:56
    По поводу НПЗ действительно история странная. Господин Смирнов говорит, что нужно больше заводов, но вот недавняя публикация из газеты Курсив - "Эксперт в области энергобезопасности Эмин Гаппаров отметил, что даже если три действующих НПЗ будут модернизированы и начнут работать на полную мощность, то это не гарантирует их загруженности, ведь проблема не в самих НПЗ и их количестве. Дело в ориентированности казахстанской экономики на вывоз сырой нефти. Дополнительные объемы, которые предполагается получать за счет кашаганской нефти, также вряд ли будут идти на внутреннюю переработку". Насколько я знаю, заводы действительно работают не на полную мощность, так как добывающие компании просто не дают нефть на переработку, а сразу отправляют за границу. Видимо, в этом направлении должна вестись борьба. Про Туркмению ремарка также кажется некорректной - Туркмения закрытая страна с жесткими законами, вот и нет контрабанды, а если она есть, то кто вам об этом расскажет?
  • Neftyanik Atyrau

    Neftyanik Atyrau

    16 Октября 2014 16:37:23
    В целом эксперт довольно точно характеризует нефтяную картину. Из этого можно сделать следующие выводы. Во-первых, нужно дать министерству энергетики больше административных и даже уголовных рычагов для наведения порядка. За годы независмости на рынке ГСМ власть захватили перекупщики и давальцы, которым выгодно вывозить нефть за рубеж. Противостоять этому змеиному клубку очень сложно. Второй вопрос: зачем нужен еще один НПЗ, ведь эксперт знает, что в результате действий нефтяных князьков, даже существующие заводы не загружены. С фурами, конечно в министерстве погорячились, но вывозить более дешевый казахстанский бензин в канистрах ведь никто не запрещает. У вожителей фур поди в России и обычные машины имеются :). В общем итоге, нужно государству ужесточить свою политику в области ГСМ, но не приведет ли это к оттоку инвестиций и открытому сабботажу? Как-то надо постепенно выправлять ситуацию.
  • Книжная полка Ярослава Разумова
  • Как пользоваться "Радиоточкой"
  • Голос Азии
  • радио спектакль Норд-Ост
  • Сделай сам
  • Электроника и Жизнь

Свежее

Прямая речь